***
Методы достижения долголетия
Шаолиньские монахи разного
времени в своих практиках медитации, питания жизни, занятиях литературой и
тренировкой в боевых искусствах в течение долгих лет разрабатывали и
исследовали целостную методику укрепления здоровья и продления жизни, составные
разделы которой описаны ниже.
Покой-цзин
Медитация на покое. Из самого
названия видно, что монахи сидели в медитации, хотя на самом деле
подразумеваются внутренние занятия ци-гун. Так, например, полулотос, лотос,
стоящие позы, лежачие позы способствуют прочищению системы каналов цэ-цзин-ло,
свободной циркуляции дыхания-ци и крови в организме, достижению равновесия
субстанций инь и ян, укреплению охранительного дыхания вэй-ци и оздоровлению
главного дыхания цзун-ци, наполнению и расцвету здорового дыхания чжэнь-ци, в
результате чего достигается прекрасное здоровье всего организма, повышается
сопротивляемость болезням, увеличивается срок жизни.
Успокоение сердца. Успокоение
сердца подразумевает совершенствование духа-сердца. Сердце представляет собой
руководителя всех внутренних органов. Оно управляет кровеносными сосудами; оно
управляет духом и волей. Если сердце функционирует нормально, тогда болезни не возникают,
пять органов-цзан и шесть органов-фу здоровы, весь организм здоров и крепок.
Если же сердце слабое, тогда нарушается функция крови, в результате чего в
организме возникают всяческие заболевания, ведь если прекращается деятельность
сердца, прекращается жизнь. Семь эмоциональных состояний, которые описываются
традиционной китайской медициной (радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь,
страх, испуг) возникают в результате изменений сердечной деятельности
Следовательно, если сделаешь сердце спокойным, уменьшишь вероятность
возникновения заболевания. Таким образом, покой укрепляет сердце.
Спокойствие мозга. Имеется в
виду, что в мозге не должно быть беспорядка, иначе будут возникать болезни.
Так, например, головная боль, бессонница, нервное истощение, слабоумие,
различные психические болезни возникают в результате нарушения мышления. Так
что, если мозг спокоен, тогда и мысли чисты.
Простая пища
1. Основные продукты питания.
Основной продукт питания монахов — это зерно различных злаков. В день должно быть
три разных продукта, а общее изменение рациона производится раз в неделю.
Кроме того, нужно уделять
внимание регулярности питания как по времени, так и в количественном отношении.
Однако при этом не следует себя слишком ограничивать и питаться объедками.
2. Овощи. Овощи выращиваются
главным образом внутри монастыря, однако собираются и некоторые дикие травы,
такие, как пастушья сумка обыкновенная, одуванчик аптечный, ростки магнолии,
ростки плюша, ростки люцерны зубчатой, побеги дикого гороха и т. д. Весной
нужно есть много свежей зелени. Одновременно многие растения собираются,
сушатся на солнце и заготавливаются впрок. Иногда выкапывают корень
наперстянки, корень дикорастущего жэнь-шэня.
3. Напитки. Во все времена года
пьют много кипяченой воды.
Весной собирают жимолость и
форсайтию повислую и заваривают в чай. Такой напиток охлаждает жар организма,
очищает от токсинов, предотвращает появление нарывов и фурункулов. Летом
собирают лопчатку двухцветную и подорожник, которые заваривают и пьют.
Такой напиток предотвращает
болезни кишечника.
Вегетарианская (простая) пища не
только имеет богатый питательный состав но, кроме того, не допускает ожирения и
препятствует возникновению многих болезней. Поэтому монахи разных времен в
большинстве случаев были внешне худыми, а внутри обладали хорошим здоровьем и
силой, и дожив до семидесяти лет не прекращали свои занятия боевыми
искусствами.
Постоянные занятия ходьбой
Пословица гласит: «Пройдешь сто
шагов после еды, проживешь до ста лет». Поэтому все монахи после еды практикуют
ходьбу. Некоторые ходят по комнатам, другие во дворце тысячи Будд, некоторые
вдоль Шаолиньской реки, некоторые ходят за гору. Каждый день после каждого
приема пищи монахи совершают пешие прогулки, не пропуская ни одного дня в
течение многих лет.
Применение естественного оздоровления организма
Вдыхаешь новое, удаляешь старое.
Шаолиньские монахи в течение долгих времен после сна на рассвете во время
четвертой стражи традиционно выходят на свежий воздух подышать. Встают с
кроватей и выходят в поле за горой, поворачиваются лицом на юго-восток и
вдыхают новый, свежий воздух в течение часа. Дыхание совмещается с некоторыми
нетрудными движениями. Стоишь прямо, сомкнув ноги, колени напряжены. Руки
поднимаются вверх в стороны затем совсем вверх, затем опускаются вниз. Когда
руки опускаются вниз и делается наклон вперед, одновременно делается сильный
выдох, и когда воздух полностью выдыхается, из легких удаляется старое,
отработанное дыхание-ци. После этого обе руки отрываются от земли и медленно
поднимаются вверх, вытягиваются с двух сторон расправляется грудь. И наконец,
немного прогибаешься назад, руки одновременно поднимаются вверх, описывая круг
назад и по мере того как руки начинают расходиться назад и в стороны, делается
сильный вдох. Данное упражнение повторяется пять - десять раз. Так повторяется
каждый день.
Данное упражнение не только
способствует удалению из легких отработанного дыхания-ци и пополнению организма
новым свежим дыханием-ци, но кроме того расширяется грудная клетка, постепенно
увеличивается вместимость легких, и все это полезно для занятия дыхательными
практиками ци-гун.
Обмывания холодной водой. Монахи
монастыря любят обмываться холодной водой. Каждый день перед сном они
обтираются холодной водой из небольшого ручья, протекающего перед Горными
воротами. Зимой обтирания холодной водой делаются в помещении и таким образом
практика не прекращается а любое время года. Так, например, настоятель Чжэнь
Сюй даже за два года перед кончиной постоянно обмывался холодной водой.
Солнечные ванны. Наставник Чжень
Цзюнь говорил: «Луна-инь - это закрытие, а солнце-ян - это
освобождение-подвижность»
Монахи хорошо знают пользу
солнечного света, и потому каждый день за исключением времени утренней
медитации, которая продолжается один-два часа, с утра и до обеда почти все
выходят на довольно высокую террасу, где принимают солнечные ванны, и в
результате многие монахи очень загорелые.
Занятия боевыми искусствами
Занятия боевыми искусствами
представляют собой основную методику, к которой прибегают шаолиньские монахи
для достижении здоровья и долголетия. С ранней юности, как только они попадают
в монастырь, начинаются занятия у наставника, и особенно после танской эпохи
занятия боевыми искусствами стали систематическими. Молодые монахи три раза в
день собираются на занятия, а те кто отлынивают, подвергаются таким наказаниям,
как переноска дров, стояние на коленях и другим. Кроме того, после возвращении
в помещение они получают личные задания от наставника. Жизнь ведется очень
напряженная, занятия боевыми искусствами четко распределены. Чем труднее
условия, тем строже осуществляется надзор; чем неприятней среда обитания, тем
больше требуется собранности. Строгий распорядок монастырской жизни заставляет
монахов постоянно прилежно и усердно заниматься боевыми искусствами, стараться
как можно лучше усвоить мастерство и секреты.
Боевые искусства неотделимы от
организма, а организм неотделим от боевых искусств. День за днем в течение
нескольких десятков лет продолжаются занятия, и в результате, естественно,
поддерживается хорошее здоровье, продлевается жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий