Что есть Ум?
«Постижение природы духа одно объемлет в себе все постижения;
и, напротив, обо всем знать и не осуществить природы духа было бы
худшим»
***
У каждого из нас, конечно, есть
чувство, что мы обладаем Умом или духом, и существуем, но наше понимание и его,
и присущего нам способа существования, как правило, по меньшей мере, смутно и
расплывчато. Хотя мы и говорим: «Я есмь», «У меня есть Ум или мышление», «Я
существую» — и, таким образом, отождествляем себя с неким «Я», которому
приписываем некие качества, но поистине мы не знаем ни природы этого Ума, ни
природы «Я». Нам неведомо, как они устроены и как работают, да и в целом
непонятно, что же мы в сущности своей представляем.
Основной парадокс
Самым существенным в поисках сути
Ума было бы распознать его природу, начав на самом высоком уровне задавать себе
вопросы, о том, что же мы есть на самом деле? Люди, которые поистине глубоко
исследуют Ум и изучают его, встречаются крайне редко.
Да и для тех, кто берется за это
занятие, оно оказывается трудным. Мы ищем, мы наблюдаем, что же есть наш Ум, но
по-настоящему добраться до него у нас не получается. Мы поистине не можем его
найти.
Что и говорить, с научной точки
зрения можно было бы дать много ответов и определить, что такое Ум. Но здесь мы
говорим не о научном типе знания.
Главная трудность заключается в
том, что Ум не может познать самого себя, ведь ищущий, т.е. субъект и есть ум,
а объект, который является целью исследования это тот же Ум! Такое положение
дел парадоксально! Я волен искать себя, где только захочу, хоть в целом мире,
но так и не отыщу, ибо я и есть тот, кого ищу.
Поставленную задачу можно
сравнить с попыткой увидеть свое собственное лицо. Глаза предельно близки к
лицу, но они не могут его увидеть точно так же, как не могут увидеть самих
себя. Познание собственного Ума не получается у нас просто потому, что он
чересчур близко! В дхарме есть поговорка: «Глаз своего зрачка не видит». Вот
так и у нашего Ума нет способности изучить самого себя, настолько он нам
близок, так сродни, что мы не в силах его разглядеть.
Свое лицо мы можем разглядеть
окольным путем, а именно воспользоваться зеркалом. И, как глаз, чтобы увидеть
сам себя, вынужден прибегнуть к этой своеобразной вещи, точно так же и Ум,
чтобы изучить сам себя, должен будет воспользоваться специальным средством,
которое сыграет роль своего рода зеркала, где сможет отразиться настоящее лицо
Ума. Это средство — Дхарма, преподаваемая нам духовным наставником.
Именно во взаимоотношениях,
которые мы поддерживаем с Учением Будды таким духовным наставником Ум сможет
мало-помалу пробудиться к своей истинной природе, и, в конечном счете,
избавиться от изначального парадокса, раскрывая для себя иной способ познания.
Это открытие совершается в различного рода практиках, называемых медитацией.
В поисках Ума
Ум есть нечто странное. На
Востоке обычно считают, что он расположен в Центре тела, на уровне сердца. Люди
западной культуры помещают его в голове или в мозгу. Обе точки зрения по-своему
обоснованы, и все же такие локализации несовершенны.
Ибо по сути своей Ум столь же
мало пребывает в сердце, сколь и в мозгу. Ум обитает в теле, но определить ею
местоположение внутри тела возможно лишь условно. По существу же нельзя
сказать, что Ум пребывает в индивидууме в каком-то определенном месте и вообще
где бы то ни было.
Поиск осложняется еще и тем, что
помимо упомянутой парадоксальности ситуации, в который познающий не может
познать самого себя, Ум в своей сущностной природе неописуем; у него нет ни
очертаний, ни цвета, никаких отличительных свойств, что позволило бы нам
сказать:
«Вот это он и есть».
Впрочем, каждый из нас может на
собственном опыте добиться переживания природы Ума, задавая себе вопросы о
наблюдателе, познавателе, субъекте, о мыслях и различных ощущениях. Где он в
точности находится? Каков он? Суть здесь в том, чтобы пронаблюдать Ум в самом
себе; где он? Кто я? Ум и тело — одно, или они различны? Разворачивается ли мой
опыт внутри Ума или вне его? Отличаются ли друг от друга Ум и ею мысли или же
они тождественны? Если да, то, каким образом? Или, если нет, то опять-таки,
как? Исследование это проводится в ходе медитации и в тесном взаимодействии с
духовным наставником, который указывает нам, что в этих изысканиях верно, а что
ошибочно. Продлиться это может месяцы и годы.
В этих углубленных изысканиях наш
духовный наставник постепенно направляет нас к переживанию истинной природы
Ума. Понять раскрыть ее трудно, ибо ее невозможно зафиксировать посредством
понятий и представлений. Познавание Ума не может совершаться на основе теории,
здесь необходимо прибегнуть к практическому опыту медитации, вновь и вновь заниматься
наблюдением Ума, чтобы проникнуть, наконец, в его подлинную природу.
В медитативных практиках может
быть использовано два метода, первый можно назвать аналитическим, а второй —
созерцательным. Первый заключается в том, что мы задаем вопросы, наподобие тех,
что были упомянуты выше. Если достаточно долго и неотступно задавать подобные
вопросы под компетентным руководством, то возникает определенное постижение.
Второй метод предполагает, что Ум
просто оставляют в покое, в присущей ему Ясности, не прибегая к принуждению и
особым приемам.
Такая практика ведет дальше, чем
все аналитические методы, она позволяет выйти за пределы понятий, раскрывая
возможность непосредственного опыта. В завершение таких медитаций происходит
открытие:
Ум в своей сущности Пустотен. Это
означает, что он изначально свободен от определений и характеристик, таких как
очертания, цвет, облики прочее. Природа его — за пределами представлений,
понятий, названий и образов. Если попытаться дать представление об этой
Пустоте, то самым подходящим представлением оказалось бы неопределенность
пространства: Ум пуст как это пространство. Впрочем, это только образ. Как нам
предстоит увидеть, Ум не только пуст.
Пока что я хотел подчеркнуть
первостепенную важность познания Ума и результатов этого познания. Ум — это то,
что мы есть, это пространство, где рождается опыт счастья или страданий, где
возникают различные мысли и ощущения, где бушуют приятные и неприятные эмоции,
желание и отвращение. Подлинное постижение его природы несет с собою избавление;
оно отрешает нас от всех заблуждений, и, следовательно, от источника страданий,
мук и трудностей, составляющих наш жребий.
Вот простой пример. Если мы в
своем заблуждении принимаем своего зложелателя за благодетеля, то он сможет
обмануть нас, злоупотребить нашим доверием и причинить нам ущерб. Но коль уж мы
увидели в нем недоброжелателя, то можем избежать его козней. Выведя его на
чистую воду, мы будем в безопасности от его замыслов. Зложелатель в нашем
примере—это неведение того, что мы поистине есть или, выражаясь точнее, иллюзия
самости «Я». А знание, разоблачающее эту иллюзию, есть знание природы Ума. Оно
освобождает нас от иллюзий и тягостной обусловленности. Это постижение Ума
является основой и фундаментом дхармы Будды и всех нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий