Природа Ума.
«Все явления - суть проекции Ума.
Сам же Ум - не от Ума. Ум пуст, без сущности.
Он пуст и безграничен, все может проявиться в нем.
При совершенстве исследования его
да будет постигнута его основа!»
***
Опыт сущностной
природы Ума - вне понятий.
Пробуя описать его, оказываешься
в положении немого, который пытается выразить сладость конфеты у себя во рту,
но у него нет для того подходящих средств. Тем не менее, я предложу вам
некоторые наблюдения из этого опыта, которые как-то смогут дать некоторое
представление о нем.
Пустотность
Ум, думающий: «Я существую, я
хочу, я не хочу», — это мыслитель, наблюдатель, субъект всякого опыта. «Я» есть
Ум. С определенной точки зрения этот Ум существует, потому что «Я» есть, и у
меня есть способность действовать. Если я захочу посмотреть, то смотрю, если я
захочу послушать, то слушаю, если я решаю сделать что-то руками, то смогу
распоряжаться своим телом. В этом смысле, похоже, Ум со своими возможностями и
способностями действовать существует.
Но если мы станем искать его, то
нигде в себе не сможем найти — в голове, ни в теле, да и вообще нигде и никак.
С этой точки зрения Ум, пожалуй, не существует. Итак, с одной стороны, Ум
кажется существующим, но с другой — он не то, что существует в действительности
Сколь бы длительны и тщательны не
были наши исследования, никогда не найдем его формальных отличительных
признаков. У него нет ни размера, ни цвета, ни очертаний, ни чего-либо
осязаемого. В этом смысле его называют пустым, ибо он сущностно неопределим,
ему нельзя приписать качеств, он за пределами умственных построений, и в этом
сравним с пространством.
Эта неопределимость и есть
Пустотность, как первое сущностное качество Ума. Пустота находится за пределами
иллюзорного знания, заставляющего нас переживать Ум на опыте как некое «Я»,
наделенное определенными качествами и свойствами, которые мы себе обыкновенно
приписываем.
Однако тут следует быть начеку!
Заявляя, что Ум Пустотен, подобно пространству, мы вовсе не сводим его к
чему-то несуществующему, т.е. по сути бездействующему.
Чистый Ум, подобно пространству,
не имеет определенного места, но он вездесущ и всепроникающ, он охватывает и
пронизывает собою все сущее. К тому же он вне изменений и его Пустотная природа
неразрушима и существует вне времени.
Ясность
В только что описанном смысле,
верно, что Ум сущностно пуст. Но он не только пуст, ведь, будь так, он был бы
косным, для него не существовало бы ни опыта, ни познания, ни ощущений, ни
радости, ни страдания. Ум не только пуст, но у него есть также и другое сущностное
качество — способность или возможность познания и получения опыта. Это
динамическое качество называется Ясной Светоносностью, что подразумевает как
Светоносность его постижения, так и Ясность или яркость его переживания.
Чтобы постараться лучше понять
предмет нашего обсуждения, попробуем прибегнуть к примеру. Сравним Пустоту Ума
с пространством комнаты, где мы находимся, это неоформленное пространство есть
условие опыта и включает его целиком в себя. Это место, где рождается опыт.
Тогда Ясность будет Светом, озаряющим комнату, благодаря которому можно
различать в ней предметы. Если бы существовало только косное пространство, не
было бы возможности познания. Это всего лишь пример, ибо Ясность Ума — не
привычный для нас свет, вроде солнечного, лунного или электрического. Ведь
здесь речь идет о духовной Ясности, посредством которой возможно все познание и
все переживания.
Это пустая Ясность, на уровне
чистого Ума она познает в самой себе и познает сама себя; поэтому ее также
называют «самопознающей светоносностью».
Не существует по-настоящему
подходящего примера, которому мы могли бы уподобить эту «Ясную Светоносность»
на уровне неомраченного Ума, но на обыденном уровне, который нам ближе, вникнув
в одно из ее проявлений, а именно в состояние сновидений мы могли бы уяснить
для себя ее некоторые аспекты.
Допустим, что стоит непроглядная
ночь, и в этой полнейшей темноте мы видим сон, находимся в переживании мира
сновидений. Пространство Ума, являющееся вместилищем сна, мы сравним с Пустотой
Ума (и это безотносительно к размерам помещения, в котором мы находимся). А с
его способностью познавать опыт(независимо от внешней темноты) сравним Ясность.
Она охватывает собой все познание Ума; как Ясность, присущую его переживаниям,
так и Светоносность, озаренность их со стороны того, кто переживает этот опыт.
Познаваемое и познающий, Ясность и Светоносность являются лишь двумя гранями
одного и того же качества. Как познание, направленное на опыт сновидца, это
качество есть Ясность, так яркость, присутствующая в переживаниях есть
Светоносность.Однако на недвойственном уровне неомраченного Ума речь идет о
едином качестве, называемом по-тибетски сезва.
Вероятно, это сравнение полезно,
но следует быть внимательным; так как это просто пример, показывающий на
обыденном уровне одно из возможных проявлений Светоносности. Однако в нашем
примере существует отличие между Ясностью познающего и Светоносностьюего
переживаний. Это отличие проистекает из того, что сновидение является опытом
двойственности оно разворачивается как субъект — объектное, и Ясность в нем
проявляется одновременно и в познании(Ясности) субъекта, и в яркости
(Светоносности) его объектов. Значит, наш пример несовершенен, в природе
чистого Ума этого разделения не существует, хотя речь и идет все о том же
качестве Ясности, недвойственном по своей сущности.
Восприимчивость
Третий аспект, который следует
добавить к первым двум, чтобы полностью описать чистый Ум, это«неограниченное
познавание» или «восприимчивость». Ясность, о которой только что говорилось,
есть способность Ума к познанию; в Уме может проявиться все что угодно, т.е.
эта способность познания безгранична. Тибетский термин, означающий это
качество, буквально переводится как «отсутствие границ или преград». Это
свобода, которой располагает Ум, чтобы познавать и иметь опыт переживаний без
границ и пределов. На уровне чистого Ума это познание и соответствующий опыт
суть Пробужденные качества и Пробужденные сферы.
А на обыденном уровне — то, что
для Ума каждая вещь наделена какими-то качествами. Иными словами, познавательная
способность, это присущая сознанию способность отчетливо распознавать,
воспринимать и мыслить себе любые вещи.
Вернемся еще раз к нашему примеру
со сновидением. В этом процессе проявлением бесконечности как свойства природы
Ума, была бы его способность — готовность к переживанию многообразных видений и
картин сна, будь то восприятие объектов во сне или переживание мира сновидений.
Ясность тогда окажется тем, что дает возможность познавать и иметь опыт, а
бесконечность — совокупностью всех аспектов и видений сна, познанных и
пережитых по отдельности.На обыденном уровне неограниченному познанию
соответствуют все типы мыслей и эмоций, которые могут появиться в нашем Уме. А
на чистом уровне Ума Будды — все виды мудрости или Пробужденные качества, применяемые
для помощи живым существам.
Итак, Чистый Ум можно
рассматривать следующим образом;
— сущность его — Пустота;
— природа — Ясная Светоносность;
— а в своих проявлениях он —
бесконечность возможного.
Три эти момента — пустота,
Ясность и бесконечность — нераздельны и соприсутствуют. Это существующие вместе
и взаимодополняющие качества Чистого, Пробужденного Ума.На чистом уровне Ум в
этих трех аспектах есть состояние Будды. Тогда как на загрязненном, будучи
погружен в неведение и иллюзии, он становится обусловленным состоянием сознания
и всеми переживаниями в сансаре.
Тем не менее, Пробужден ли Ум или
пребывает в иллюзиях, вне его нет ничего, и, в сущности, он один во всех
существах, в людях и иных. Природа Будды, со всеми ее возможностями и
Пробужденными качествами, присутствует во всех существах. Все качества Будды
уже есть в нашем Уме, но они спрятаны под по- кровом, это подобно стеклу,
которое по природе своей прозрачно и пропускает Свет, но замутилось из-за
густого налета грязи.
Очищение, снятие покрова
загрязненности обнаружит все Пробужденные качества, наличествующие в Уме. В
нынешнем состоянии у нашего Ума мало качеств и свободы действия, ибо он
обусловлен нашей кармой, иначе говоря, привычками и отпечатками предыдущих
жизней. Но мало-помалу дхарма освободит его и пробудит его ко всем качествам
состояния Будды.
Краткая медитация
А сейчас было бы, несомненно,
полезно при вашем согласии немного заняться практикой, совершить небольшую
медитацию, чтобы легче осмыслить природу того, о чем у нас шла речь.
Усаживаемся поудобнее и даем
своему Уму успокоится в своем естественном состоянии… Напряжения спадают, мы
расслабляемся и пребываем в состоянии без всякой скованности, без определенных
намерений, бесхитростно и просто… Ум наш непринужден, открыт подобно пространству…
Ум обширен, он пребывает ясным и чутким… Ум не напряжен, расслаблен и тих,
оставаясь прозрачным и сияющим… Мы не удерживаем наш Ум взаперти в нас самих…
Он не пребывает ни в нашей голове, ни в теле, ни в непосредственном окружении —
нигде. Он спокоен, огромен, как пространство, и объемлет собою все…Он объемлет
все, от Америки до Индии, весь Свет, всю Вселенную. Он пронизывает собою весь
наш мир… Мы спокойны, расслаблены, мы в состоянии полной открытости… Без
пределов, в совершенной ясности и прозрачности…Открытость и прозрачность Ума, в
этом он подобен неопределимому, неописуемому пространству — знак того, что мы
назвали «Пустотой»Его познающая и несвязанная Ясность — то, что было названо
«Светоносностью»Ему также присуще и Неограничкнное познание, «бесконечность»,
способности и готовность познавать все. Ей соответствует беспрепятственное и
неограниченное познавание личностей, мест и всего, чего угодно. Ум способен
познать все эти предметы и отличить их один от другого. А теперь опять, не направляя
Ум(т.е. познающий субъект), ни внутрь, ни наружу, пребываем, как есть, в покое
и расслаблении… Не впадая в безразличие или умственную замутненность,
предоставим Уму быть чутким и бодрым…В этом состоянии Ум открыт и несвязан, и
это его «Пустота»Его яркость и «Познающая Ясность это — его „Светоносность“.
Все аспекты, которые он познает как различные и безо всяких преград, суть его
«Неограниченное познание»…
Немалое препятствие состоит в
том, что Ум обычно заточен в теле, воспринимаем как мое. Мы отождествляемся с
телом и, таким образом, мы сами себя в нем запираем. Следует, напротив,
расслабить всякое напряжение, любую скованность. Если Ум напряжен и стиснут, он
останется взаперти. дело может дойти до спазм и болезненных ощущений в теле,
даже до головных болей.
Останемся в покое. Ум в своей
Ясной огромности, раскрытый и несвязанный…Примерно так можно начинать
медитацию, но весьма важно продолжать практику под квалифицированным
руководством, это поможет нам найти верный путь. С помощью наставника мы сможем
постичь Пустотность Ума, его мыслей и эмоций, а это наилучшее средство для
освобождения от иллюзий и страданий.
Распознавание природы страстей
открывает возможность их самопроизвольного освобождения; поэтому важно
научиться распознавать их Пустоту, едва они возникают. Если мы не понимаем их
Пустотной природы, они увлекают нас в своем потоке, следуют одна за другой,
цепляются одна за другую и завладевают нами. Они могут взять над нами верх
потому, что мы приписываем им реальность, которой у них нет. Если мы постигаем
их Пустоту, то их способность омрачать Ум исчезает, и порождаемые ими страдания
рассеиваются.
Это умение распознавать пустотную
природу Ума и всех его производных проекций, т.е. мыслей и эмоций является
панацеей, это действительно универсальное средство ото всех бед; оно одно
способно исцелить от любых иллюзий, всякой страсти и любого страдания.
Можно сравнить наш Ум с кистью
руки, которая пока обездвижена повязкой, вот так и Ум связан и представлением о
самом себе, о «я», присущими ему понятиями и «зацепками». Мало-помалу практика
дхармы устраняет эти «зацепки» и косные эгоцентрические представления. И как
разбинтованная рука может раскрыться, так раскрывается Ум, обретая все
многообразные возможности для деятельности. Тогда он открывает для себя ряд
качеств и умений подобно руке, освободившейся от повязки. Эти постепенно
проявляющиеся качества — свойства Пробужденности, чистого Ума.
Комментариев нет:
Отправить комментарий